
Ребенок сможет быстрее пройти путь проб и ошибок и понять, как лучше распоряжаться деньгами. Это наверняка пригодится ему в будущем: он поймет, как планировать траты и копить средства. Но как же разговаривать с детьми о деньгах и что нужно учитывать в процессе?
Совет №1: используйте игровой формат
Это самый доступный и интересный для ребенка способ донесения информации. Существует множество игр, позволяющих узнать полезные факты о финансах.
Как выглядят деньги
Для этого можно спрятать в квартире клад, а затем «найти» его вместе с ребенком. Внутри должно быть несколько купюр — настоящих и из «Банка приколов».
Затем нужно определить, какие банкноты поддельные, а какие — нет. Взрослому необходимо рассказать о водяных знаках, голограммах и прочих защитных элементах, а затем вместе с ребенком отыскать ненастоящие купюры.
Откуда берутся деньги
Следует описать разные профессии — полицейский, пекарь, продавец, строитель, пожарный, — и объяснить, почему у одних людей зарплата больше, а других — меньше.
Тогда ребенок поймет, что деньги не растут на деревьях: их нужно зарабатывать тяжким трудом. В качестве игры можно предложить ему попробовать себя в роли представителей нескольких профессий и подыгрывать ему, а после рассказать, какую зарплату и за что он получил.
Что можно купить на деньги
Самый простой пример — с продуктами питания. Нужно объяснить, что без денег не удастся купить молоко, а значит, запивать булочку с маком будет нечем. Так ребенок поймет, что средства необходимы, чтобы обменивать их на что-нибудь нужное.
Чтобы закрепить знания, можно сыграть в «магазин». Ребенок может поочередно быть как продавцом, так и покупателем. Главное, чтобы он осознал, что получить продукты и любые другие вещи просто так нельзя: за них требуется заплатить.
Сортировка
Эта игра подойдет для детей постарше — учеников 1-4 классов. Нужно предложить ребенку, например, отправиться в поход. Затем следует составить список вещей — спички, котелок, ружье, сапоги, теплая куртка, шапка, рация, торт, газировка, телефон, компьютер, игровая приставка и прочее. Каждой из них требуется установить цену.
Далее необходимо выделить ребенку определенную сумму и предложить собрать все нужное для похода, уложившись в бюджет.
После этого проводится разбор полетов. Вместе с ребенком нужно обсудить, правильный ли выбор он сделал, почему некоторые вещи необходимы, а от каких можно отказаться, потому что от них нет никакой пользы — по крайней мере, во время похода.
Это научит детей отличать насущные потребности от сиюминутных желаний. Он поймет, к примеру, что лучше не тратить весь бюджет на покупку тортов, если планируется отправиться в лес.
Совет №2: поощряйте накопления
Если ребенок очень хочет, например, какую-нибудь игрушку, можно научить его ставить перед собой финансовые цели и достигать их.
Нужно начать выделять ему деньги. Например, игрушка стоит 2 000 рублей. Следует еженедельно давать ребенку по 500 рублей, предварительно объяснив, что через месяц он сможет купить понравившуюся вещь — но только если не будет тратить средства на мороженое и шоколадки.
Благодаря этому дети поймут, что иногда лучше отказаться от чего-то малозначимого, чтобы получить нечто действительно ценное.
Совет №3: знакомьте с шоппингом
Если ребенок смог накопить необходимую для покупки сумму, стоит предоставить ему возможность самому приобрести желанную вещь. Это приятное чувство во время оплаты игрушки и ее получения он запомнит на всю жизнь.
Также можно доверять детям оплату продуктов в магазинах. Главное, составить список нужных товаров и объяснить, что его следует строго придерживаться.
Кроме того, можно брать детей с собой на шоппинг и объяснять, почему был сделан выбор в пользу того или иного продукта — например, потому что он стоит дешево, но при этом по качеству ни в чем не уступает более дорогому. Так удастся приучить ребенка сравнивать цены.
Совет №4: учите управлению бюджетом
Важно объяснить ребенку, что он может свободно распоряжаться средствами, которые получил от родителей, дедушки, тети. Он должен самостоятельно решить, потратить их в тот же день или растянуть на неделю.
Карманные деньги необходимы. Но давать их ежедневно не стоит. Лучше выделять определенную сумму как минимум на неделю: этого будет достаточно для того, чтобы ребенок начал планировать траты.
Если он хотя бы раз сразу потратит все деньги на сладости и останется без средств на 6 дней, то после наверняка начнет более ответственно распоряжаться финансами.
Совет №5: рассказывайте про добрые дела
Если привить ребенку излишнюю рациональность, то, повзрослев, он наверняка станет скрягой. Поэтому важно объяснить ему, что сами по себе деньги — лишь бумага: они не стоят больше того, что можно на них купить. Поэтому их нужно тратить не только на себя, но и на тех, кому необходима помощь.
К примеру, можно вместе отправить хотя бы символическую сумму в благотворительный фонд, который содержит бездомных животных. Ребенок осознает, насколько это приятно — знать, что на его деньги котенку или щенку купили корм.
В процессе воспитания стоит подталкивать детей к мысли, что делиться с кем-то — очень хорошо. Чтобы они не выросли лицемерами, нужно напоминать, что добрые дела требуют бескорыстности.
Совет №6: позволяйте учиться на собственных ошибках
У ребенка нет опыта, поэтому он обязательно будет допускать ошибки. Например, он может потратить все деньги, полученные от многочисленных родственников в день рождения, на автоматы в игровом зале.
Но критиковать его по этому поводу не нужно. Сначала стоит поинтересоваться, что ребенок думает по этому поводу, а после, при необходимости, дать свой совет.
В любом случае будет лучше, если он несколько раз совершит бесполезные траты в детстве и поймет, что нужно относиться к деньгам ответственно, чем если это осознание придет к нему во взрослом возрасте, когда он израсходует весь лимит по кредитке и не будет знать, как теперь погасить огромную задолженность.
Совет №7: не навязывайте вредные установки
Не стоит внушать ребенку, что обычный человек не может разбогатеть — якобы это удается только коррупционерам и мошенникам. Заложенные в детстве психологические установки прочно укореняются в подсознании детей. Это может стать помехой для достижения финансового благополучия, когда они повзрослеют.
Иногда ребенок может и вовсе понять такие слова превратно. Например, он приходит к выводу, что заработать много денег можно только незаконным путем, связывается с плохой компанией и решается на кражу, мошенничество или даже разбой, считая, что это самый простой и быстрый способ стать богатым.
Также нужно быть крайне осмотрительным при оценке успеха, которого удалось достичь другим людям. Иначе дети могут решить, что богатство доступно только исключительным личностям. Важно, чтобы они поняли: у них тоже есть все шансы добиться финансового благополучия при условии прилежной учебы и старательной работы.
Следует исключить и негативное отношение к финансам. Например, не стоит жаловаться ребенку, что зарплата маленькая, а ежемесячные платежи по ипотеке неподъемные, иначе у него может возникнуть тревога, связанная с деньгами. Повзрослев, он будет годами оставаться на нелюбимой работе только потому, что боится потерять источник дохода. Важно воспитать в нем чувство уверенности в будущем и смелость пробовать новое.
Совет №8: отвечайте на неудобные вопросы о деньгах
Дети могут спросить, сколько получают родители. Если есть риск, что они разболтают о точной сумме одноклассникам, учителям, соседям или даже незнакомым людям, лучше просто сказать, что зарплаты достаточно для содержания семьи.
А когда ребенок начнет принимать участие в планировании общего бюджета, можно объяснить ему, что сумма варьируется от месяца к месяцу, и рассказать, от чего это зависит.
Если ребенок спрашивает, почему у всех в классе дорогие телефоны, а у него самый дешевый, не нужно критиковать родителей его друзей за подобные подарки. Это может быть воспринято как зависть.
Не стоит и покупать новый телефон в кредит только для того, чтобы ребенку не было стыдно перед друзьями. Он запомнит этот пример и в будущем будет приобретать дорогие вещи — одежду, аксессуары и даже машины — только для того, чтобы соответствовать статусу окружающих людей, даже если это вредит бюджету.
Игнорировать неудобные вопросы тоже не стоит. Нужно просто объяснить, что уровень дохода в разных семьях может сильно отличаться, рассказать о том, какие профессии востребованы на рынке именно сейчас и почему их представители получают больше, чем остальные. Можно также заодно поговорить с детьми о том, кем они сами хотят стать в будущем.
Если ребенок спрашивает, почему бабушка, ставшая жертвой телефонных мошенников, теперь считает каждую копейку, нужно объяснить ему, что существуют злоумышленники, которые обманом крадут деньги у доверчивых людей. Такой разговор может стать хорошим поводом для того, чтобы объяснить основные правила безопасности — например, что посторонним людям нельзя сообщать информацию, указанную на карте.
Финансы — важная сфера жизни любого человека. Ответственным родителям стоит приложить максимум усилий для того, чтобы подготовить детей к взрослой жизни — научить их правильно распоряжаться средствами, иметь сбережения и избегать ловушек мошенников. Тогда дети, повзрослев, будут меньше сталкиваться с проблемами с деньгами.