
Шаг №1. Оценить свой бюджет
Необходимо понять, как обстоят текущие дела с финансами. Отталкиваясь от этого, удастся понять, куда двигаться дальше.
Составление бюджета — совсем не так сложно, как кажется на первый взгляд. Для начала нужно учесть все доходы и расходы. Можно просто записать их на листе бумаги либо воспользоваться специальной программой или мобильным приложением.
Доходы необходимо разделить на 2 категории:
- активные — для получения которых нужно что-то делать (зарплата или прибыль от предпринимательской деятельности);
- пассивные — те, которые поступают за счет совершенных ранее действий (арендная плата или проценты с вложенных на депозит средств).
Далее необходимо учесть расходы. Их тоже стоит разделить как минимум на 2 категории:
- обязательные — плата за коммунальные услуги, покупка продуктов питания и прочее;
- необязательные — все остальное.
Расходы второго типа можно при желании разделить на несколько подкатегорий. Это сделает учет более точным.
Шаг №2. Проанализировать финансовое состояние
Через 2-3 месяца ведения бюджета станет понятно, каковы средние суммы доходов и расходов. Важно, чтобы первое значение было больше.
Иное будет означать, что расходы превышают доходы. Тогда необходимо срочно скорректировать бюджет, иначе в ближайшем будущем есть риск угодить в долговую яму.
Чтобы избежать этого, следует проанализировать траты и отказаться от бесполезных — например, посиделок с друзьями в дорогом баре. Также можно оптимизировать расходы — начать ездить в офис не на такси, а на автобусе, или приносить еду с собой, а не обедать каждый день в ближайшем ресторане.
Сделать так стоит даже тем, у кого доходы заметно превышают расходы. Это поможет сэкономить больше средств и быстрее достичь намеченных целей.
Шаг №3. Подумать об увеличении дохода
После сокращения и оптимизации трат следует подумать о том, как увеличить доход. Добиться этого можно множеством способов: повысить квалификацию для продвижения по карьерной лестнице, найти более высокооплачиваемую работу, начать сотрудничать с контрагентами, поставляющими товары по более низким ценам, и прочее.
Шаг №4. Заняться сбережением средств
Необходимо откладывать часть дохода, чтобы сформировать финансовую подушку безопасности или накопить достаточную сумму для покупки нужной вещи. Лучше всего перечислять на специальный вклад по 5-10% с каждой зарплаты.
Можно начать и с меньшего процента, если текущий уровень дохода не позволяет откладывать много. Главное — сформировать у себя привычку.
Накопления не стоит держать под матрасом: со временем они просто обесценятся из-за инфляции. Безопаснее всего положить их на депозит, чтобы зарабатывать на начисляемых банком процентах. Можно также попробовать инвестировать деньги — но выбирать низкорисковые активы, иначе есть опасность потерять все сбережения.
Шаг №5. Определиться с целями
Они должны быть не абстрактными (например, накопить 1 000 долларов), а конкретными — купить новый автомобиль, телевизор, горные лыжи, велосипед. В ином случае интерес к составлению бюджета, оптимизации трат и накоплению сбережений быстро пропадет.
Следует перечислить намеченные цели на бумаге или в таблице (например, Exel или Гугл.Таблицы), указать необходимые для их достижения суммы и временной период, за который их планируется достичь. Это мотивирует придерживаться бюджета. Также можно отслеживать прогресс, что сделает процесс более интересным.
Как видно, в составлении личного финансового плана нет ничего сложного. Соблюдая эти рекомендации, удастся предотвратить бессмысленные траты и копить суммы, достаточные для достижения своих целей/