Финансовый омбудсмен — это независимый эксперт, улаживающий денежные споры граждан с финансово-кредитными организациями (например, если банк отказывает заемщику в реструктуризации). Услуга бесплатная, заключается в урегулировании конфликта без привлечения суда и актуальна при невысокой стоимости спора.

Термин «омбудсмен» появился в Германии в 1992 году. Его внедрил Союз немецких банков (VdB). В настоящее время услуги финансовых омбудсменов доступны жителям Франции, Дании, Великобритании, Норвегии и множества других стран.

В Российской Федерации Служба финансового уполномоченного была создана в 2010 году Ассоциацией российских банков (АРБ) после утверждения «Положения об Общественном примирителе на финансовом рынке (Финансовом омбудсмене)» и «Регламента Общественного примирителя на финансовом рынке (Финансового омбудсмена)».

В полномочия омбудсмена входит урегулирование споров на сумму в пределах 300 000 рублей между финансово-кредитными организациями и клиентов. Обратиться к омбудсмену могут только физические лица, если дело не дошло до суда. До завершения спора клиент не должен обращаться в судебную инстанцию. Перед подачей жалобы омбудсмену необходимо направить в банк обращение, рассмотрение которого занимает до 30 дней.

Заявление омбудсмену необходимо подать в письменном виде. Ознакомиться с рекомендациями по составлению документа можно на сайте АРБ. Обращение следует дополнить ксерокопиями всех подтверждающих документов в двух экземплярах: договор кредитования или страхования, квитанции о внесении платежей, переписки с сотрудниками финансово-кредитных организаций и т.д.

Важно, чтобы организация была официально присоединена к Службе финансового уполномоченного. В таком случае решение омбудсмена будет иметь такую же силу, как и судебное постановление. Также по согласованию сторон решение может быть передано в судебную инстанцию в качестве мирового соглашения. Если организация не присоединена к Службе финансового уполномоченного, заявителю лишь предложат меры по добровольному урегулированию спора. Если решение омбудсмена не устроит, можно попробовать решить проблему в судебном порядке.

Еще термины

Verified by Visa
  • Узнайте, что такое Verified by Visa, как работает данная технология защиты при оплате товаров и услуг через Интернет, какие особенности имеет. Простыми словами рассказываем про значение термина и отвечаем на основные вопросы
SWIFT
  • Узнайте, что такое SWIFT: как работает данная система, когда возникла и почему некоторые российские банки были от нее отключены. Простыми словами рассказываем про значение термина и отвечаем на основные вопросы
Priority Pass
  • Узнайте, что такое Priority Pass, как стать участником данной международной программы, где ей можно воспользоваться и какой лимит бесплатных посещений VIP-залов аэропортов по ней предусмотрен для держателей карт
POS-терминал
  • Узнайте, что такое POS-терминал, для чего предназначен, каких видов бывает и как работает. Простыми словами рассказываем про данное устройство для приема платежей по банковским картам
POS-кредитование
  • Узнайте, что такое POS-кредитование, в чем заключается его суть и какие особенности оно имеет в сравнении с другими кредитными продуктами. Простыми словами рассказываем про значение термина и отвечаем на основные вопросы
PayPass
  • Узнайте, что такое PayPass, для чего используется, какими картами поддерживается и как влияет на процесс безналичной оплаты. Простыми словами рассказываем про значение термина и отвечаем на основные вопросы
Mastercard SecureCode
  • Узнайте, что такое Mastercard SecureCode, как работает данная система защиты при совершении онлайн-покупок и по какой схеме происходит оплата товара или услуги с ее использованием
MCC-код
  • Узнайте, что такое MCC-код, для чего он используется, кем присваивается и каким образом влияет на размер кешбэка по картам. Простыми словами рассказываем про значение термина и отвечаем на основные вопросы