Эквайринг — это комплекс услуг по приему платежей при помощи банковских карт в различных торговых точках (магазины, рестораны, аптеки и т.д.).
Поставщика услуг называют банком-эквайером. Он предоставляет все необходимое оборудование и обеспечивает выполнение расчетов между продавцом и покупателями.
Все условия эквайринга (в том числе размер комиссии) должны быть описаны в договоре с банком. Они могут существенно различаться в зависимости от конкретной кредитно-финансовой организации.
Комиссия, которую взимает банк-эквайер, — это определенный процент с каждой покупки по карте. Ее размер устанавливается индивидуально для каждой торговой точки — с учетом ее оборота, площади и множества других факторов.
Величина комиссии зависит и от того, какой процент кредитно-финансовая организация отдает банку-эмитенту (выпустившему карту) и платежной системе. Она не может быть ниже определенного значения. В ином случае поставщик эквайринговых услуг не только не получит дохода, но и потерпит убытки.
Впрочем, размер комиссии в банках примерно одинаков. Причина заключается в высоком уровне конкуренции в сфере эквайринга.
Необходимое для осуществления платежей оборудование кредитно-финансовые организации обычно предоставляют и устанавливают бесплатно. То же касается рекламных и расходных материалов и обучения персонала.
Но следует учитывать, что некоторые банки предоставляют оборудование в аренду. Тогда продавцу придется ежемесячно вносить плату за его использование.
Услуги эквайринга доступны даже тем торговым точкам, которые не имеют расчетного счета. Большинство кредитно-финансовых организаций готово с ними сотрудничать, но, как правило, требует предоставить при заключении договора расширенный список документов.
Срок возмещения (за вычетом комиссии) зависит от того, где открыт расчетный счет клиента:
- в банке-эквайере — 1 день;
- в другой кредитно-финансовой организации — до 3 дней.
В некоторых случаях срок может достигать 5 дней. Это происходит, если банк перед расчетом с торговой точкой ожидает, пока не произойдет полного возмещения со стороны платежных систем.
Эквайринг имеет множество преимуществ: он позволяет увеличить количество клиентов за счет предоставления возможности оплаты покупок безналичным способом. Оборот торговой точки тоже может существенно вырасти.
Также эквайринг помогает сократить расходы на инкассацию и минимизировать риски по операциям, связанным с наличными.